|
Как известно, Корея - страна
однонациональная, но при этом
многорелигиозная. В последние полвека
лидирующие позиции в корейской
религиозной жизни занимает
христианство протестантского толка,
однако среди корейцев немало буддистов
и католиков, изредка встречаются
православные и приверженцы совсем уж
экзотических верований. Есть среди
корейцев и мусульмане.
Корни корейского ислама уходят в
глубокую древность. VII-X века нашей эры
были временем беспримерного развития
арабского мореплавания в Индийском
океане. Именно тогда арабские моряки
проложили первые регулярные торговые
линии вокруг Юго-Восточной Азии и
наладили морскую торговлю с Китайской
империей (до этого товарообмен между
Средиземноморьем и Китаем шел в
основном по суше). Напоминанием о тех
временах служат многочисленные китайцы-мусульмане,
которые живут в прибрежных районах
Южного Китая. Добрались арабские купцы и
моряки и до Кореи, которой в те времена
правила династия Силла. Многим коллегам
Синдбада-морехода понравились страна и
ее люди, они осели в Корее, основали там
свои торговые поселения, которые
впервые упомянуты в арабской лоции IX
века. Там говорится: «По ту сторону моря,
что за Китаем, лежит гористая и богатая
золотом страна, именуемая «Силла».
Многие мусульмане, прибыв туда, остались
там навсегда, ибо их пленила красота
страны». Начиная с XI века в корейских
хрониках упоминаются и массовые
переселения арабов на Корейский
полуостров.
Разумеется, все или почти все арабские
торговцы были мусульманами, они и
принесли с собой ислам в Корею. В городе
Кэсоне, столице династии Корё (X-XIV вв.),
уже существовала мечеть. Однако в XV веке
изменения в политической ситуации
привели к тому, что контакты между
Кореей и странами Ближнего Востока
ослабли, а потом - и полностью
прекратились. Мусульмане-переселенцы с
течением времени оказались
ассимилированы корейцами и полностью
растворились в местном населении.
Впрочем, и поныне жители некоторых
корейских деревень помнят о том, что
когда-то их поселения были основаны
арабскими купцами, и что среди их
предков, скорее всего, были мусульмане.
История корейского ислама
заново началась в 1950-е годы. Как известно,
в Корейской войне на стороне американо-южнокорейской
коалиции принимали участие и войска
ряда других государств, стремившихся
подчеркнуть свой антикоммунизм и
верность идеалам «свободного мира».
Среди этих государств была и Турция,
направившая на Корейский полуостров
весьма значительный воинский
контингент - до 15 тысяч человек, которые,
кстати, показали себя хорошими
солдатами. Разумеется, турецкие солдаты
и офицеры не только открывали на
территории своих частей полевые мечети,
но и рассказывали корейцам об исламе -
насколько, конечно, позволял языковой
барьер. Немалую роль играло и то, что
турки старались помогать местному
населению. В частности, они построили и
содержали за свой счет школу для
корейских детей и несколько полевых
кухонь, в которых кормили голодающих.
Турецкие военные имамы и занялись
миссионерской деятельностью, так что с
1953 г. в пятничных молитвах турецких
военных стали участвовать и
новообращенные корейцы-мусульмане,
которых тогда было около 100 человек.
В 1956 г. открылась первая в
современной Корее мечеть - правда, она
была временной, так что минарет пришлось
сделать в виде вышки из подручных
материалов. Во временных мечетях
богослужение шло до 1976 г., когда на
помощь корейским мусульманам пришли
богатые саудовские единоверцы. Именно
на деньги Саудовской Аравии и была
возведена та мечеть, что и ныне высится в
центре Сеула на Итхэвоне. Она и поныне
выглядит впечатляюще, а в те времена,
когда основная часть Сеула была еще
занята трущобами, мечеть производила
величественное впечатление.
Неудивительно, что само по себе
появление храма способствовало росту
корейского ислама. В момент открытия
мечети в стране было всего лишь 3700
мусульман, а три года спустя, в 1979 г., их
число достигло 15 тысяч. Впрочем, этот
рост был вызван отнюдь не только
возведением мечети. В 1970-е годы
корейские фирмы активно строили объекты
в странах Ближнего Востока, куда
ежегодно направлялись десятки тысяч
рабочих. Многие из них возвращались
домой, став мусульманами. В некоторых
случаях это решение было спонтанным, а в
некоторых - являлось результатом
целенаправленной миссионерской
деятельности, которую вели религиозные
организации стран Ближнего Востока.
В настоящее время в Корее
проживает около 40 тысяч корейцев-мусульман,
действует пять постоянных и две
временных мечети. Значительную часть
прихожан составляют не сами корейцы, а
многочисленные иностранные рабочие,
среди которых немало выходцев из
мусульманских стран (Пакистан,
Бангладеш, некоторые районы Филиппин).
В целом, несмотря на усилия
мусульманских проповедников и их явные
успехи, ислам в Корее остается явлением
побочным, экзотическим, хотя, конечно,
число корейцев-мусульман во много раз
превышает число корейцев-православных.
И, тем не менее, мусульманская община
Кореи существует и растет.
Использованы материалы
А. Н. Ланькова,
|
|