|  |     Как известно, Корея - страна
      однонациональная, но при этом
      многорелигиозная. В последние полвека
      лидирующие позиции в корейской
      религиозной жизни занимает
      христианство протестантского толка,
      однако среди корейцев немало буддистов
      и католиков, изредка встречаются
      православные и приверженцы совсем уж
      экзотических верований. Есть среди
      корейцев и мусульмане.   Корни корейского  ислама уходят в
      глубокую древность. VII-X века нашей эры
      были временем беспримерного развития
      арабского мореплавания в Индийском
      океане. Именно тогда арабские моряки
      проложили первые регулярные торговые
      линии вокруг Юго-Восточной Азии и
      наладили морскую торговлю с Китайской
      империей (до этого товарообмен между
      Средиземноморьем и Китаем шел в
      основном по суше). Напоминанием о тех
      временах служат многочисленные китайцы-мусульмане,
      которые живут в прибрежных районах
      Южного Китая. Добрались арабские купцы и
      моряки и до Кореи, которой в те времена
      правила династия Силла. Многим коллегам
      Синдбада-морехода понравились страна и
      ее люди, они осели в Корее, основали там
      свои торговые поселения, которые
      впервые упомянуты в арабской лоции IX
      века. Там говорится: «По ту сторону моря,
      что за Китаем, лежит гористая и богатая
      золотом страна, именуемая «Силла».
      Многие мусульмане, прибыв туда, остались
      там навсегда, ибо их пленила красота
      страны». Начиная с XI века в корейских
      хрониках упоминаются и массовые
      переселения арабов на Корейский
      полуостров.  Разумеется, все или почти все арабские
      торговцы были мусульманами, они и
      принесли с собой ислам в Корею. В городе
      Кэсоне, столице династии Корё (X-XIV вв.),
      уже существовала мечеть. Однако в XV веке
      изменения в политической ситуации
      привели к тому, что контакты между
      Кореей и странами Ближнего Востока
      ослабли, а потом - и полностью
      прекратились. Мусульмане-переселенцы с
      течением времени оказались
      ассимилированы корейцами и полностью
      растворились в местном населении.
      Впрочем, и поныне жители некоторых
      корейских деревень помнят о том, что
      когда-то их поселения были основаны
      арабскими купцами, и что среди их
      предков, скорее всего, были мусульмане.
      История корейского ислама
      заново началась в 1950-е годы. Как известно,
      в Корейской войне на стороне американо-южнокорейской
      коалиции принимали участие и войска
      ряда других государств, стремившихся
      подчеркнуть свой антикоммунизм и
      верность идеалам «свободного мира».
      Среди этих государств была и Турция,
      направившая на Корейский полуостров
      весьма значительный воинский
      контингент - до 15 тысяч человек, которые,
      кстати, показали себя хорошими
      солдатами. Разумеется, турецкие солдаты
      и офицеры не только открывали на
      территории своих частей полевые мечети,
      но и рассказывали корейцам об исламе -
      насколько, конечно, позволял языковой
      барьер. Немалую роль играло и то, что
      турки старались помогать местному
      населению. В частности, они построили и
      содержали за свой счет школу для
      корейских детей и несколько полевых
      кухонь, в которых кормили голодающих.
      Турецкие военные имамы и занялись
      миссионерской деятельностью, так что с
      1953 г. в пятничных молитвах турецких
      военных стали участвовать и
      новообращенные корейцы-мусульмане,
      которых тогда было около 100 человек.      В 1956 г. открылась первая в
      современной Корее мечеть - правда, она
      была временной, так что минарет пришлось
      сделать в виде вышки из подручных
      материалов. Во временных мечетях
      богослужение шло до 1976 г., когда на
      помощь корейским мусульманам пришли
      богатые саудовские единоверцы. Именно
      на деньги Саудовской Аравии и была
      возведена та  мечеть, что и ныне высится в
      центре Сеула на Итхэвоне. Она и поныне
      выглядит впечатляюще, а в те времена,
      когда основная часть Сеула была еще
      занята трущобами, мечеть производила
      величественное впечатление.
      Неудивительно, что само по себе
      появление храма способствовало росту
      корейского ислама. В момент открытия
      мечети в стране было всего лишь 3700
      мусульман, а три года спустя, в 1979 г., их
      число достигло 15 тысяч. Впрочем, этот
      рост был вызван отнюдь не только
      возведением мечети. В 1970-е годы
      корейские фирмы активно строили объекты
      в странах Ближнего Востока, куда
      ежегодно направлялись десятки тысяч
      рабочих. Многие из них возвращались
      домой, став мусульманами. В некоторых
      случаях это решение было спонтанным, а в
      некоторых - являлось результатом
      целенаправленной миссионерской
      деятельности, которую вели религиозные
      организации стран Ближнего Востока.  В настоящее время в Корее
      проживает около 40 тысяч корейцев-мусульман,
      действует пять постоянных и две
      временных мечети. Значительную часть
      прихожан составляют не сами корейцы, а
      многочисленные иностранные рабочие,
      среди которых немало выходцев из
      мусульманских стран (Пакистан,
      Бангладеш, некоторые районы Филиппин).
  В целом, несмотря на усилия
      мусульманских проповедников и их явные
      успехи, ислам в Корее остается явлением
      побочным, экзотическим, хотя, конечно,
      число корейцев-мусульман во много раз
      превышает число корейцев-православных.
      И, тем не менее, мусульманская община
      Кореи существует и растет.
        Использованы материалы
       А. Н. Ланькова,  |  |